Сергей Бочаров

Дом и сад

Образ Царевны-лебедь в «Сказке о царе Салтане…» Пушкина

Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

Ярким примером чистоты и невинности в этой сказке является царевна Лебедь. Недаром Пушкин изобразил царевну именно в образе лебедя. С давних времен это символ мудрости, мужественности, благородства, возрождения.

Царевна очень благодарная, добрая, отзывчивая. Князь Гвидон спас лебедя от коршуна, который хотел убить ее, зная, что у него только одна стрела для того, чтобы добыть себе пищу. Лебедь оказалась девушкой и сказала, чтобы князь не печалился о стреле, а ложился спать. На следующее утро он проснулся и увидел целый город, который она подарила ему в знак благодарности, спасая уже самого Гвидона и его мать от гибели. Но на этом ее добрые поступки не закончились. Видя, что он грустит по отцу, она помогла ему увидеться с ним, превратив его в комара. Далее царевна помогает осуществить целый план Гвидона, для того чтобы его отец Салтан узнал о своей семье. Она дарит ему белку, которая грызет орешки-изумруды. Просит своих братьев – морских богатырей – стеречь город Гвидона, а они соглашаются, что говорит и об их доброте. Даже отдает себя ему в жены, когда он думает о «прекрасной царевне с месяцем под косой и горящей звездой во лбу». Но надо отметить, что признается и соглашается она не сразу. Не просто же так ее тогда схватил колдун-коршун. Лебедь просит его тщательно обдумать свое желание, что говорит о ее мудрости. В итоге выходит, что она самая прекрасная девушка на всем свете не только внутренне, но и внешне.

Антиподами царевны являются тетушки и бабушка Гвидона, которые из зависти хотели его и мать-царицу уничтожить. Даже зная об их проделках их никто не стал убивать, а просто отправили домой.

Можно также подумать, что если бы князь и не спас бы царевну Лебедя от коршуна, то она все равно бы ему помогла, потому что она сама по себе добрая и отзывчивая. Царевна Лебедь с давних времен считается идеальным образом русской девушки.

История персонажа

Дева-лебедь встречается в фольклоре разных народов мира, и, как правило, грациозная птица непременно выходит замуж за главного персонажа. Русское народное творчество – не исключение. Однако самый яркий образ представил Александр Пушкин в произведении о царе Салтане и его славном сыне. Героиня сказки царевна Лебедь выступает в роли волшебной помощницы своему спасителю. Мудрая девушка отличается еще и пленительной красотой.

История создания

Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.

Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.

Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.

Использованные источники: yandex.by

3класс СОЧИНЕНИЕ на тему «Царевна- Лебедь- главная героиня сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

     Царевна – Лебедь – это добрая волшебница, которая может творить чудеса. Она построила для царя Гвидона город и подарила волшебную белку. Царевна- Лебедь живет на острове, куда попал царь Гвидон и его матушка. Когда они поженились, то стали жить во дворце. У Царевны- Лебедь два воплощения – это прекрасная девушка в удивительном наряде и не менее прекрасная птица-лебедь. Царевна очень добрая девушка, которая проявляет благодарность, поэтому помогла царю Гвидону за то, что он спас её от коршуна, которым оказался злой колдун. Автор очень хорошо относится к своей героине. Он показал ее удивительной, прекрасной, положительной. Мне тоже очень нравится она своей добротой, волшебной красотой.

Использованные источники: mega-talant.com

Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь

Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Мечта каждого мужчины: с длинной косой, стройная, с правильными чертами лица, главное царевна, покоряет молодого Гвидона. В ней собраны все положительные качества: кротость, покорность, исполнительность и соблюдение норм приличия. Она держит данное слово, не спорит, не ругается, показывает своё истинное лицо, только после просьбы Царевича.

В ней сочетаются все самые лучшие царские качества: красота, спокойствие, умение правильно мыслить и действовать в разнообразных ситуациях. Она наделена волшебным умением превращать по желанию, например, в разных насекомых. Всю сказку постоянно даёт советы и утешает своего спасителя. Смиренно плавает по морю. Помогает в оформлении дворца, привлечении сказочных объектов, чтобы приплыл царь — отец. По её магическому волшебству появляется белка с хрустальным дворцом, разгрызающая скорлупу орехов из золота. Внутри содержатся изумруды. В охрану достаются тридцать три богатыря, постоянно выходящие из морских вод. И в итоге наша героиня приобретает статус жены Царевича.

Стремление девушки отблагодарить спасителя, можно заметить и в речи, и в поступках. Потратив единственную стрелу, наш Царевич получает «палочку — выручалочку» решающую любые проблемы.

В пушкинской сказке снова побеждает добро. И Царевна, спасённая из когтей злого колдуна, выходит замуж за смелого юношу. Правила все соблюдены: царская кровь не пострадала, матушка и отец одобрили выбор.

Наконец благодаря помощи происходит встреча царя и матери Гвидона. Обман прислужниц становится заметным. Правда торжествует и через многие годы всё меняется. Царская семья восстановлена, волшебные свойства героини, смекалка, ум решают все проблемы и помогают преодолеть разнообразные ситуации.

Мне нравиться нежная, очаровательная героиня! Она всегда может подобрать нужное слово, утешить и разрешить любые проблемы в том числе и личного характера.

Также есть сочинение по картине Врубеля Царевна-Лебедь

Татьяна Ларина/Евгений Онегин

Сказочный образ Царевны-лебедь

Прекрасная Царевна-лебедь предстает во всей красе на страницах произведения русского писателя и поэта А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане». Она одна из ключевых персонажей. Красивая и добрая птица оказывается статной девушкой, которую спасает Гвидон от неминуемой смерти в лапах Коршуна-чародея.

Царевна собрала в себе главные характеристики настоящей русской женщины. Ведь она благодарна, немногословна, оказывает поддержку и всегда приходит на выручку. Благодарность раскрывается в постоянной помощи молодому Гвидону. Она трижды превращала его в маленькое насекомое (комар, муха, пчела), для того, чтобы он смог увидеть своего отца. Лебедь не упрекала князя даже тогда, когда он злился и кусал злых теток.

Когда Гвидон кручинился, Царевна-лебедь его утешала и выполняла самые необычные желания. Сначала было внезапное возникновение целого города, который волшебная птица подарила ему за то, что он не пожалел последнюю стрелу на спасение птицы, потом неожиданное появление волшебной белки в хрустальном домике, о котором рассказывала тетка отцу Гвидона, дальше были приглашены 33 богатыря вместе с Черномором для охраны территории правления князя Гвидона, тоже из-за рассказа царю Салтану. Но самое необычное желание сначала было оспорено гордой птицей. Ведь молодой князь решил женится на чудной девушке, которую никогда не видел. Это переросло в небольшой конфликт.

Когда же лебедь преобразилась в прекрасную царевну, Гвидон в первый же миг полюбил ее всем сердцем. Царевна ответила взаимностью. На назначенную свадьбу был приглашен и сам царь Салтан, отец князя Гвидона. И хотя дважды он отказывался от посещения чудо-острова, на этот раз он решил плыть. Именно тогда царская семья восстановилась.

Благодаря сказочной деве, которая была заколдована злым колдуном, отец и сын нашли друг друга. Виновные в разлуке были наказаны. Сама же царевна нашла свое счастье рядом с князем Гвидоном. В образе царевны спрятан огромный смысл, ведь если ты всей душой к кому-то, то и к тебе всем сердцем.

Также читают:

Картинка к сочинению Сказочный образ Царевны-лебедь

Популярные сегодня темы

Наблюдение за природой очень интересное и увлекательное занятие. Кроме того, это очень важно и крайне необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека

Сказка о рыбаке и рыбке. Сказки Пушкина (аудиосказка)

Левитан создал картину «Ранняя весна», используя холодные синие, голубые и коричневые тона. Видно, что ещё на ней ночное время. Вокруг ещё лежит белый снег.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Видеоурок по чтению 4 класс

Мечта и реальность. Реальность и мечта. Две стороны одной монеты. Две интересные и вечные противоположности, которые присутствуют в повседневной жизни каждого из нас. Могут ли столь различные суждения быть в гармонии

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя

Иван Сергеевич Тургенев выделяется среди русских писателей тем, что ему особенно хорошо удавалось создавать образы своих героинь

Использованные источники: sochinimka.ru

Сюжет «Сказки о царе Салтане» и характеристика главных героев

Редкое очарование сказок Пушкина открывает перед читателем дверь в мир мечты. В этой реальности торжествует добро, волшебные персонажи подчиняются законам справедливости. Это и привлекает все новых поклонников бессмертного поэта к его сочинениям, в том числе к «Сказке о царе Салтане». Характеристика главных героев произведения, изучаемого в 3 классе, содержит анализ их поступков и личностных качеств.

Обзор главных персонажей

Сюжет произведения строится вокруг взаимоотношений членов царской семьи — государя, царицы и их сына. Автор последовательно показывает, как события, предшествующие свадьбе монарха, впоследствии влияют на дальнейшую судьбу главных героев «Сказки о царе Салтане».

Монарх и его супруга

Государь нашел жену, подслушав разговор трех девушек под окном. Непонятно, был ли этот инцидент случайным, или же царь намеренно выслеживал этих девиц с целью избрать себе спутницу жизни, но монарху определенно понравились безыскусные речи скромной молодой женщины. Она не строила себе грандиозных планов, у нее не было тщеславных амбиций произвести впечатление своими кулинарными или ткаческими способностями. Она лишь хотела подарить своему государю семейное счастье.

Н.А. Римский-Корсаков. Тридцать три богатыря. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)

Царь понял, что за такими словами скрывается преданное и верное сердце, поэтому он не колебался с выбором жены. Таким образом, скромная, добрая девушка становится царицей, а ее сестрицы получают выгодные должности при дворе. Этот поступок царя можно охарактеризовать как жест широкой и щедрой души.

Давая характеристику царю Салтану, следует подчеркнуть, что дальнейшие его действия неоднозначны. Он ведет себя чрезмерно эмоционально (хотя это можно объяснить его переживаниями), даже хочет повесить гонца, принесшего дурные вести из дома. После постигшего его горя он попадает под влияние злобных женщин, оклеветавших его жену. В этом можно увидеть признак слабохарактерности или же чрезмерно мягкого добродушного нрава человека, потерявшего волю к жизни.

Автор намеренно строит композицию сказки так, что читатель начинает сердиться на Салтана за его нерешительность и покорность «бабьим басням». Также и князь Гвидон с нетерпением и досадой ждет, когда же царь вспомнит о том, что он повелитель и перестанет подчиняться глупым женщинам.

В конце концов Салтан вышел из-под женской «опеки» и откликнулся на зов своего сердца. Как известно, он был вознагражден за это тем, что вновь обрел любовь и семью.

Прекрасная Царевна-лебедь

Пушкин, конечно, не мог обойти стороной образ таинственной заколдованной принцессы, которая в конце становится женой главного героя. В этой сказке она еще сочетает черты доброй волшебницы и мудрой помощницы, которая способствует примирению молодого человека со своим отцом и воссоединению всей семьи.

Использованные источники: yandex.by

Сказка о царе салтане — главные герои и их характеристики — примеры сочинений

О характере того или иного персонажа можно (и следует) судить по его мыслям и поступкам. В произведении отлично видны мотивы поведения каждого героя, потому именно «Сказка о царе Салтане» может по праву считаться отличной возможностью даже для маленьких детей научиться разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо.

К положительным героям сказки следует отнести:

  • отсутствие злопамятности, которое читатели могут ошибочно воспринять как мягкотелость, когда он не наказал своих злых сестер. Однако тут проявляется его умение прощать – важнейший навык для любого человека;
  • справедливость помогает царю сделать так, чтобы его сестры не испытывали зависти;
  • доверчивость при словах тёток, когда пропала его жена.

Н. А. Римский-Корсаков. «ТРИ ЧУДА» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Царица представлена одной из первых девиц, которые представлены в произведении. Став царицей и матерью героя-богатыря, она не утрачивает своих качеств и на протяжении всей сказки проявляет мягкосердечие, справедливость и доброту. А благодаря терпеливости и честности она симпатична и детям, и взрослым.

Царевна-лебедь
– сестра 33 богатырей, добрая, прекрасная и рассудительная волшебница, которая станет женой князя Гвидона. Красивая, ласковая, искренняя, Царевна-Лебедь проявляет широту характера и благородство, отблагодарив князя Гвидона за свое спасение: она подарила ему город на острове, белочку с волшебными качествами, надежную стражу, состоящую из морских богатырей.

Интересно читать сказку, следя за развитием сюжета и отмечая различия положительных и отрицательных героев. Благодаря сразу заметными различиями в поведении и чертах характера ребенок учится различать добрые поступки и злые. А также анализировать собственные качества, делать правильные выводы, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Отрицательные персонажи

Завистливость, злопамятность и недоброжелательность присущи отрицательным героям «Сказки о царе Салтане». К негативным героям произведения следует отнести:

Римский Корсаков БЕЛКА

  • ткачиху, которая является сестрой поварихи и Царицы. Мстительная и коварная, она сразу обращает на себя внимание как негативный персонаж, совершающий подлые и злые поступки;
  • повариха также сестра Царицы и ткачихи, ей характерны такие черты, как злоба и злопамятность, эгоизм и коварство поступков;
  • баба Бабариха, сватья, тоже относится к негативным персонажам сказки. Все ее поступки отмечены завистью, злобой, подлостью и мстительностью. Читатели, даже впервые познакомившись с бабой Бабарихой, сразу оценивают ее поступки и слова, отнеся к отрицательным героям.

Пример сочинения 2

Герои Сказки о царе Салтане Пушкина (характеристика персонажей)

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Красивая музыка

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Второстепенные герои:

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Использованные источники: www.chitalnya.ru

Кто такая Царевна-Лебедь

Трудно найти человека, который не читал бы «Сказку о царе Салтане» Пушкина и не обратил внимания на образ загадочной Царевны-Лебеди. Эта чудесная девушка, у которой «во лбу звезда горит», может справиться с любыми проблемами возлюбленного и за одну ночь построить богатый город на пустынном острове. Однако, судя по всему, прекрасная волшебница стала героиней сказки Пушкина не случайно.

CHAMOVSKIKH. Врубель. Искусство вдохновения. Как выбрать турмалин параиба?

Птицы-прародительницы

Предания о девушках, способных превращаться в лебедей, существуют у многих — как европейских, так и азиатских — народов. Причём в некоторых мифах красавицы становятся родоначальницами после того, как попадают под обаяние ловкого богатыря, который ночью крадёт их волшебные крылья. Так, согласно бурятской легенде, праматерью их народа является небесная дева-лебедь Хуншубуун, ставшая женой молодого охотника Хоридой-мэргэна и подарившая ему 11 сыновей. Якутское предание называет родоначальницей всех людей деву-птицу из верхнего мира, отдавшую своё сердце великому шаману.
Рассказывают о загадочных лебедушках и славянские легенды. Согласно одной из них, у знаменитых основателей Киева — братьев Кия, Щека и Хорива — была сестра по имени Лыбедь. Правда, в отличие от восточных «лебедушек», личная жизнь этой девушки не заладилась. И все из-за её гордого нрава. Эта барышня так кичилась своей неземной красотой, что прогоняла претендентов на её руку и сердце, считая их недостойными. С годами поток женихов иссяк, и заносчивая прелестница осталась старой девой. Последние дни Лыбедь провела в крохотной избушке на окраине города, построенного её братьями. Там она сутками напролёт плакала по своей загубленной жизни, а из слезинок девушки потекла река, которая спустя годы была названа в честь гордой красавицы.

Гиперборейские девы

Современные эзотерики не исключают, что у девушек-лебедей могли быть реальные прототипы. Так, например, в легендарной северной стране Гиперборее молодые дамы якобы владели секретной технологией, которая помогала им обращаться в птиц. Ведь не случайно же лебедь был одним из верховных божеств легендарной страны. Как гласят древнегреческие мифы, именно Гипербореей правил некий царь, у которого родилось шесть дочерей — Лебединых дев, принимавших птичий облик и летавших над всем миром.
Вполне возможно, что впоследствии мифические девы наделили волшебными чарами и других женщин Гипербореи , и это пригодилось им после гибели их знаменитой родины. Лишившись родного дома, обитательницы легендарной страны поселились на южных землях Евразии.
Секреты «лебединого» волшебства стали доступны и представительницам других племён. Так, древнегреческий поэт Овидий, долгие годы живший в придунайском городе Томы, в одном из своих трудов писал, что скифские женщины умеют изготавливать некое зелье, с помощью которого затем оборачиваются птицами. Рецепт этого волшебного снадобья они хранят в секрете и делятся им только с избранными девушками.
Кроме Овидия о скифских женщинах-птицах упоминали в своих работах и другие античные авторы.
Не исключено, что именно труды этих писателей древности побудили советского философа-космита Александра Барченко попытаться раскрыть тайны гиперборейцев. В частности, Александра Васильевича интересовали технологии легендарной страны по освоению воздушного пространства, и, чтобы овладеть ими, он организовал в 1920-е годы несколько экспедиций на Кольский полуостров. Там он подолгу беседовал с саамскими шаманами (их Барченко считал наследниками знаний гиперборейцев), а также искал входы в знаменитые подземелья, где, по преданиям, часть жителей Гипербореи укрылась после гибели их прародины.
Однако эти экспедиции не принесли желаемых результатов, а потому тайна лебединых дев не разгадана и по сей день.

Успех в битве

В исторических источниках, повествующих о подвигах викингов и древних германцев, также нередко встречаются девушки-лебеди. Однако саги наделяют их ещё и даром пророчества, потому эти европейские барышни и открывали будущее хитрым витязям, сумевшим выкрасть их крылья. А вот завоевать расположение летающей волшебницы считалось огромной удачей, ведь победы на поле брани такому счастливчику были обеспечены.
Примером тому служит следующая исландская сага. Как-то раз вождь Хельга, правитель одного из воинственных древних племён, поссорился с королём Олафом Норвежским. Итогом разногласий стала кровавая битва, финал которой предсказать было очень сложно. И тогда в дело вмешалась возлюбленная Хельги, волшебница Кара. Эта дама обернулась чёрным лебедем и принялась летать над войском противника. Своим колдовством Кара затупила оружие норвежских бойцов, и те начали отступать, не в силах противостоять удачливым соперникам. Однако же, вырвавшись вперёд, Хельга в пылу сражения так сильно взмахнул мечом, что по неосторожности отсек лапу кудеснице-лебедю. Поверженная, Кара упала на землю, после чего воины её возлюбленного были побеждены норвежцами.

Спасительная молитва

Рассказы о женщинах-лебедях можно было услышать в европейских странах и в более позднее время. Правда, с приходом христианства эти дамы из могущественных волшебниц превратились в зачарованных красавиц — жертв чар злых колдунов и ведьм. Одно из таких преданий подарило идею знаменитого балета «Лебединое озеро» великому композитору Петру Ильичу Чайковскому, который повествует о несчастной девушке Одетте, обращённой злым колдуном в птицу и только лунными ночами обретающей свой истинный облик.
Однако на германских землях сохранилось немало и других легенд о дамах, превращённых в лебедей. Так, в Гессене вот уже несколько столетий рассказывают следующую историю. Однажды лесник, служивший у местного герцога, обходя вверенную ему территорию, в глухой чаще на глади уединённого озера увидел прекрасного лебедя. Сначала мужчина хотел застрелить птицу, дабы преподнести эту знатную дичь хозяину, но та вдруг превратилась в восхитительную девушку. Незнакомка подплыла к берегу и со слезами на глазах поведала леснику свою печальную историю. Оказалось, что несчастная была единственным ребёнком богатых крестьян, живших в соседней деревушке. Мать красавицы поссорилась с сельской ведуньей, и та заколдовала её любимую дочь, обратив в лебедя. Снять чары сможет лишь тот человек, который будет читать ей каждое воскресенье в течение года молитву « Отче наш », а также хранить в секрете их встречу. Лесник согласился выступить в роли благородного спасителя, но незадолго до окончания положенного срока рассказал о своём приключении друзьям. После этого зачарованная красавица пропала без следа, и как сложилась её дальнейшая судьба, неизвестно.

Гостьи из других миров

Однако в последние столетия рассказов о встречах с девами-лебедями, принявшими такое обличье по своей воле или же под действием злых чар, не было слышно. И этот факт заставил некоторых эзотериков выдвинуть следующее предположение. По их мнению, чудесные девы-лебеди — это гостьи из параллельных миров, что подтверждают всё те же старинные легенды. Ведь их главные героини прилетали «с небес» или возникали из ниоткуда, как и Царевна-Лебедь в сказке Пушкина. И, кстати, даже став счастливыми матерями, имея любящего мужа и многочисленное потомство, они всё равно стремились разыскать свои волшебные крылья и вернуться на родину. А если это так, значит, и у наших современников есть шанс в один прекрасный день познакомиться с волшебницей-лебедью.

Ставим лайки, если материал вам понравился! Подписывайтесь на канал. Заходите на сайт Интересное и необычное рядом .

Использованные источники: zen.yandex.ru

(Правитель + Маг) + немного Любовника = Царевна Лебедь пушкинская и оперная

Собираем архетипы попарно дальше.
Сегодня про вполне конкретное воплощение из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка в стихах была создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.

Слева: оперная певица Елена Степанова в образе Лебедь Птицы (1913)
Середина: Ксения Львовна Рябинкина в роли Царевны-Лебеди в фильме 1966 года
Справа: фрагмент иллюстрации Дехтерева к сказке

Характеристика героев из сказки сказка о…

Главный вопрос: почему?
Почему Правитель? — Потому, что Александр Сергеевич сам так ее назвал, она царевна, а после замужества «княгиня молодая».
Почему Маг-Волшебник? — Потому, что Царевна Лебедь обладает магическими способностями: птица разговаривает человеческим голосом, за ночь построила город и населила его жителями, обращала Гвидона в насекомых, перенесла белку с елкой на двор широкий и далее по тексту.
Почему Любовник-Эстет? — Потому, что любовная линия в сказке есть и успешно заканчивается свадьбой, а сама Лебедь описана как объективно красивая девица.

Из первоисточника про визуальный образ Лебеди можно узнать:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) осенью 1899 года заканчивает сочинение оперы «Сказка о царе Салтане» в 4 действиях с прологом по одноимённой сказке А. С. Пушкина, работа над партитурой завершена к январю следующего года. подробнее про оперу в Википедии
Премьера оперы состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра (театр С. И. Мамонтова). Художником-постановщиком (декорации и костюмы) был Михаил Александрович Врубель. Партию Лебеди в Москве исполняла Надежда Ивановна Забела-Врубель. Эту оперную партию Римский‑Корсаков писал в расчете на артистические возможности Забелы‑Врубель.
подробнее о Зебеле-Врубель в Википедии еще про нее и еще

Римский-Корсаков. Три чуда

Премьера оперы в Петербурге состоялась 25 декабря 1902, партию Партию Лебеди исполняли Елена Степанова ( статья в Википедии ) и Антонина Нежданова ( статья в Википедии )

Использованные источники: yandex.by

Михаил Врубель Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

По словам современников, голос у неё был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело» (Михаил Гнесин).

Картину художник пишет на хуторе Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии летом 1900 года. Врубель изображает жену на фоне собственных декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, сочиненном им для спектакля. Но сценическая условность претворена в сказочную.

Момент перевоплощения лебедя в хрупкую и загадочную красавицу-царевну словно остановлен и длится, а свет заката преображает реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Мерцание больших глаз Царевны-Лебеди подобно блеску драгоценных камней перстней и кокошника, которые своим обилием и тяжестью усиливают впечатление ее хрупкости.

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью.

Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.

«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни.

Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».

А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».

Использованные источники: yandex.by

Царевна-Лебедь. Светлая тайна

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила.

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.

Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное — недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.

Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся — в шелках тугих —
Ты — путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Белоснежка сказки для детей, анимация и мультик

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла.
Ты — рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий —
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Использованные источники: barucaba.livejournal.com

Оцените статью